Телеканал «Россия 24» показал видеосюжет про журналиста Ивана Сафронова и его уголовное дело о госизмене. В ролике есть записи разговоров журналиста и интервью с ним из колонии.
В программу «Честный Детектив» телеведущего Эдуарда Петрова пригласили следователя ФСБ Александра Чабана, который вел дело Сафронова.
Чабан обвинил журналистов и правозащитников в «тотальной информационной войне» против следствия. Кроме того, он повторил версию обвинения, согласно которой «куратором» Сафронова был чешский журналист Мартин Ларыш.
В сюжете были показаны переписки Сафронова и Ларыша, в которых они обсуждают работу договариваются о встречах, чтобы выпить пива или вина. Сафронов, как говорится в передаче, выполнил 12 заданий от Ларыша, получив за это более 80 тысяч евро. В первую очередь чешского журналиста интересовали сведения о вооруженных силах России и российских спутниках, добавил Чабан в разговоре с Петровым.
Как отмечает Русская служба «Би-би-си», в суде следствию не удалось доказать передачу Сафронову 80 тысяч евро.
В сюжет также включили несколько аудиозаписей — как утверждают авторы программы, это прослушка бесед Сафронова с его близкими. На одной из этих записей Сафронов в разговоре с его невестой Ксенией Мироновой упоминает, что как-то раз Ларыш назвал себя «майором чешской разведки».
В другом разговоре Сафронов и его бывшая девушка, журналистка Таисия Бекбулатова, упоминают слово «госизмена», говоря о том, что Сафронов, возможно, может подставить своего коллегу.
Все эти аудиозаписи легли в качестве доказательств в уголовное дело, говорится в программе.
Эпизод сотрудничества Сафронова с политологом Демури Ворониным, который имеет гражданство России и Германии, освещен менее подробно, а интервью самого Воронина из СИЗО показано обрывочно. ФСБ считает, что через Воронина журналист передавал для немецкой разведки секретные на тот момент данные по российской операции в Сирии.
В конце фильма показано интервью самого Сафронова в колонии в Красноярском крае; судя по кадрам из видео, съемка велась еще летом. Журналист отрицает свою вину по уголовному делу и шутит, что, по мнению силовиков, он «продал Родину за пиво». «Ничего из этого не доказало признаков шпионажа», — подчеркивает Сафронов.
По мнению Сафронова, его уголовное преследование — либо ошибка следствия, либо намеренное действие в чьих-то интересах; называть имена потенциальных «заинтересованных лиц» на камеру журналист не стал.
В сентябре 2022 года Сафронова приговорили к 22 годам колонии строгого режима и штрафу в полмиллиона рублей по делу о госизмене (статья 275 УК). До уголовного дела журналист писал о российской оборонной промышленности в разных издания — в частности, в «Ведомостях» и «Коммерсанте».