По оценкам Киева, почти 19 500 детей были депортированы в Россию с начала войны. Москва отрицает факт похищения детей и утверждает, что все они были вывезены в целях их собственной безопасности.
«Это была пятая наша спасательная миссия, и она была особенной не только по количеству детей, которых мы спасли, но и по сложности», – сказал Николай Кулеба, директор благотворительной организации Save Ukraine и бывший Уполномоченный президента Украины по правам ребенка.
Группа помогла украинским родственникам вывезенных в Россию детей с логистикой, транспортом и планированием.
Бабушка, которая должна была воссоединиться с двумя своими внуками, внезапно умерла во время поездки, и детям пришлось остаться в России, сказал Кулеба на брифинге для СМИ в Киеве.
Как отметил Кулеба, все возвращенные его организацией дети рассказывали, что никто в России даже не пытался найти их родственников в Украине. Некоторым детям говорили, что они больше не нужны их родителям.
Дети на брифинге рассказали, что их заставляли оставаться в летних лагерях от четырех до шести месяцев и переводили с одного места на другое во время их пребывания.
Москва не скрывает, что вывезла тысячи украинских детей в Россию с оккупированных территорий, но представляет это как гуманитарную кампанию по защите сирот и детей, брошенных в зоне конфликта.
Уполномоченная по правам ребенка в России Мария Львова-Белова, в отношении которой МУС выдал ордер на арест, утверждает, что ее комиссия действовала из гуманитарных соображений с целью защитить интересы детей в районе военных действий. Она настаивает, что Россия не перемещала никого из детей против их воли или воли их родителей или законных опекунов, и что их согласие всегда запрашивалось, если они не пропадали без вести.
Юрист украинской НПО «Региональный центр по правам человека» Катерина Рашевская рассказала на брифинге, что они собирают доказательства о намеренном препятствии российских чиновников возвращению украинских детей в свою страну.