Член «Мемориала», 60-летний правозащитник Бахром Хамроев сообщил, что был избит в федеральной тюрьме №2, известной как Владимирский централ. Об этом «Медиазоне» рассказала его жена Зухра, которая ссылается на адвоката, посетившего Хамроева, и письмо супруга.
По ее данным, инцидент произошел 23 января, когда Хамроева вывели из камеры для досмотра.
«Причиной истязания стало несогласие Бахрома с унизительным отношением к нему: когда он в очередной раз потребовал принять от него пять жалоб на условия содержания, на допускаемые должностными лицами в отношении него и других осужденных нарушения закона, — рассказывает Зухра. — Избивший Бахрома сотрудник нецензурно выругался в адрес Бахрома, а на замечание о недопустимости такого обращения, Хамроев получил жестокие побои. Его били по ногам, в пах, по почкам, на спине были кровоточащие ссадины, от удара по голове он потерял сознание».
Зухра Хамроева говорит, что новость об избиении ее мужа быстро дошла до других заключенных мусульман — те стали требовать прекратить издевательства над Бахромом, и несколько человек тоже были избиты. Сейчас, по ее словам, проводится проверка: подано заявление в Следственный комитет, медики отказались зафиксировать телесные повреждения, однако это сделал представитель прокуратуры.
После подачи заявлений, отмечает Хамроева, ее мужу вернули конфискованный Коран и лекарства, которые та ему передавала в тюрьму.
«Кстати, незадолго до описанных событий Бахрому назначили какое-то лекарство, от которого у него “стучало в голове от каждого шага, голова раскалывалась от боли, он не мог ходить в туалет”», — отмечает она.
По мнению Зухры, в конце января адвоката дважды не допускали к подзащитному, чтобы Хамроева не увидели избитым.
Бахром Хамроев — правозащитник, который с начала 1990-х годов помогал эмигрантам добиваться соблюдения прав в России, в основном он работал с выходцами из Центральной Азии. Он был задержан 24 февраля 2022 года, его приговорили к 13 годам и девяти месяцам лишения свободы.
Правозащитника признали виновным в оправдании терроризма (часть 2 статьи 205.2 УК) из-за шести постов в фейсбуке и участии в террористической деятельности (часть 2 статьи 205.5 УК), посчитав, что он имел отношение к движению «Хизб ут-Тахрир», признанному в России террористическим. Сам Хамроев отрицал свою причастность к этой организации.
К доказательствам вины Хамроева следствие относило то обстоятельство, что он помогал составлять жалобы людям, которых преследовали по подозрению в причастности к «Хизб ут-Тахрир». По решению суда, правозащитник должен провести первые три года в тюрьме, а остаток срока — в колонии строгого режима.