Советский районный суд Уфы отправил в СИЗО Вилюра Карачурина — участника схода в Баймаке в поддержку защитника шиханов Фаиля Алсынова. Информацию об этом подтвердила «Медиазоне» адвокат по назначению Ольга Лукина.
Карачурина обвиняют по делу об организации массовых беспорядков и участии в них (части 1 и 2 статьи 212 УК). Кроме того, его обвиняют в применении насилия, не опасного для жизни и здоровья, в отношении силовка (часть 1 статьи 318 УК).
«Медиазоне» известно, что у Карачурина четверо детей, трое из них — несовершеннолетние.
Дело об участии в массовых беспорядках также возбудили против активиста Ильяса Байгускарова из Уфы, который присутствовал на сходе. Сегодня брат Байгускарова Ильгиз в группе поддержки в телеграме опубликовал видео, на котором Ильяс успокаивает протестующих.
Накануне в Кировском районном суде Уфы должны были рассмотреть протокол о нарушении правил проведения митингов (часть 6.1 статьи 20.2 КоАП) против Ильяса, но его вернули полицейским из-за «существенных недостатков».
Суд в Баймаке 17 января приговорил защитника башкирских шиханов Фаиля Алсынова к четырем годам колонии по делу о возбуждении ненависти из-за речи на сельском сходе против планов золотодобытчиков начать разработку месторождений вблизи села Ишмурзино (часть 1 статьи 282 УК). Обвинение просило назначить ему четыре года колонии-поселения.
По версии следствия, в апреле 2022 года Алсынов «выступил с речью на башкирском языке, содержащей высказывания, в которых негативно оцениваются “жители Кавказа”, “Средней Азии” и “армяне”». Дело возбудили по инициативе главы Башкортостана Радия Хабирова — он написал в прокуратуру жалобу.
«Армяне уедут на свою родину, “кара халык” — к себе, русские — в свою Рязань, татары — в свой Татарстан, — говорил Алсынов на башкирском — Мы не сможем переселиться, у нас нет другого дома, наш дом тут!». Выражение «кара халык» — «черный люд» — обвинение и сочло оскорблением. Защита настаивает, что это неверная интерпретация. На самом деле это словосочетание означает «простой народ».
Перед приговором дорогу к суду перекрыли, но там все равно собрались соратники активиста. В радиусе нескольких километров почти полностью заглушили мобильный интернет. После решения протесты продолжились — сотни человек скандировали «Свободу!».
Вскоре начались задержания. Силовики стали теснись собравшихся щитами, валить и тащить людей по снегу, бить протестующих дубинками. Полицейские применили слезоточивый газ и светошумовые гранаты. В ответ в них полетели комья снега. Нескольких протестующих госпитализировали. Издание «Пруфы» писало, что пострадало около 40 человек.
Минимум 19 участников схода получили до 15 суток арестов по протоколам о неповиновении полицейским (часть 1 статьи 19.3 КоАП) или нарушении правил проведения митингов (часть 6.1 статьи 20.2 КоАП). О двух новых административных арестах сегодня сообщил правозащитный проект «ОВД-Инфо».
Следственный комитет после схода возбудил уголовное дело по статьям о массовых беспорядках и применении насилия в отношении силовиков (части 1 и 2 статьи 212, часть 1 статьи 318 УК). Карачурин — первый известный обвиняемый по обеим статьям.