Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин объявил в интервью РИА «Новости», что следователи стали реже просить суд об аресте подозреваемых.
«Все шире использовались меры пресечения, не связанные с заключением под стражу, — за последние пять лет их доля возросла на 29%», — приводит агентство его цитату. Никаких конкретных цифр, связанных с этими мягкими мерами пресечения, Бастрыкин не назвал.
Утверждение главы СК не согласуется с общими данными по всем ведомствам, которые регулярно публикует Судебный департамент при Верховном суде. Количество рассмотренных ходатайств о первичном избрании меры пресечения в виде заключения под стражу стабильно и на протяжении последних лет таких материалов было около 50 тысяч в каждом полугодии.
Различие в цифрах можно объяснить особенностями учета. Так, Бастрыкин назвал конкретные цифры по арестам. «Из 89,8 тысяч подозреваемых только 15,4 тысяч, или 17,1%, содержались в период предварительного следствия под стражей», — заявил он. Но помимо СК об аресте могут просить следователи МВД и ФСБ, поэтому в сумме материалов получается значительно больше.
Число домашних арестов за посление годы выросло незначительно и составляет около 4,5 тысяч за каждые полгода. Похожую меру пресечения в виде запрета определенных действий в первом полугодии 2023 года следователи просили лишь 2 205 раз. Залог был предложен лишь 35 раз за полгода.
Таким образом, даже если именно СК стал реже просить об арестах, независимо проверить это нельзя — суды не дают подробную статистику. Но общее количество арестов точно не сократилось.