Судья Московского городского суда Никишина оставила в СИЗО режиссерку Женю Беркович и сценаристку Светлану Петрийчук, арестованных по делу о призывах к терроризму (часть 2 статьи 205.2 УК) из-за спектакля «Финист Ясный Сокол». Об этом сообщается в телеграм-канале защитниц Беркович «Адвокаты PRO Людей».
На заседание авторок спектакля подключили по видеосвязи из СИЗО №6 в Печатниках. Адвокаты Беркович уточнили, что судья Никишина просила арестованных вставать при каждом ответе, однако режиссерка рассказала о проблемах со здоровьем и попросила не выполнять это условие.
Как пишет журналист Василий Полонский, судья ответила положительно. «Женя кашляет и шмыгает носом, видимо заболела пока ехала в холодной машине (автозак) в Питер», — добавил он. На записи выступления Петрийчук также слышен кашель.
«Вы постарайтесь все-таки нас рассмотреть вот за этими цифрами страшными, начинающимися на “205”. Вот уже семь месяцев, как мы сидим в СИЗО, потому что некому, прости господи, диструктологу привиделось, что в пьесе и спектакле есть оправдание терроризма. Уже пять месяцев, как мы получили подтверждение Минюста о том, что это не является ни наукой, ни экспертизой, заслуживающей доверия. В общем сама личность эксперта сильно дискредитирована. И вот все эти полгода я в каждом своем обращении прошу суд обратить внимание на это и на то, что во всех ходатайствах следствия не соблюдена даже формальная логика, не то, что не приведено больше никаких доказательств. <…> Что должно с нами случиться, чтобы суд начал задавать следстви хоть какие-то вопросы?», — выступила Петрийчук.
Судья уточнила у сценаристки, закончились ли у нее следственные действия. Она ответила, что видела следователя в СИЗО лишь раз — все остальное время она встречалась с ним только в суде.
«Ваша честь, спасибо, что разрешили сидеть. Постараюсь недолго, потому что больно, — начала Беркович свое выступление в суде. — Я хочу еще раз сказать о том, что моя семейная ситуация такова, что мое нахождение под стражей является абсолютной катастрофой не столько для меня, сколько для нескольких совершенно беспомощных и совершенно точно ни в чем не виноватых и не обвиняющихся людей».
Заседание по апелляции должно было состояться 28 ноября, однако его отложили, так как режиссерку вывезли из СИЗО для проведения первых следственных действий. Ранее она сама настаивала, что в ее аресте нет смысла, так как «никакие следственные действия не велись и не ведутся».
25 октября Мосгорсуд в очередной раз утвердил продление ареста авторок спектакля, хотя они просили не делать это, «пока из наших близких никто не умер». Меньше чем через месяц, 20 ноября, стало известно о смерти бабушки Беркович и правозащитницы Нины Катерли — она скончалась в возрасте 89 лет.
В тот же день известные режиссеры, актеры, писатели и журналисты написали открытое письмо уполномоченной по правам человека Татьяне Москальковой с просьбой поспособствовать освобождению Беркович и Петрийчук из СИЗО. 25 ноября режиссерку под конвоем доставили в Петербург на прощание с бабушкой.