Басманный районный суд Москвы заочно приговорил живущую в Канаде 30-летнюю Марию Карташеву к восьми годам колонии общего режима с запретом на четыре года писать в интернете по делу о военных «фейках» (пункт «д» части 2 статьи 207.3 УК). Об этом сообщает корреспондент «Медиазоны» из зала суда.
В ходе прений гособвинение просило назначить Карташевой девять лет колонии и запрет на четыре года администрировать сайты. Адвокатка Наталья Шалуба зачитала позицию девушки: «Виновной себя не признаю. Посты были основаны на публикациях уважаемых международных средств массовой информации и заявлениях должностных лиц Канады, где я проживаю».
Карташева считает недоказанной позицию следствия, согласно которой она понимала, что распространяемые ею сведения — ложные. «До того, как я узнала о возбужденном уголовном деле, я даже не знала, где можно найти и посмотреть заявления Минобороны», — добавила девушка. По ее мнению, она не нарушила ни законы России, ни законы Канады, поэтому «неясно как может являться доказательством мотива политической ненависти моя деятельность на территории Канады».
«Мной руководит эмпатия, сочувствие гражданским лицам. <…> Я воспринимаю это обвинение как необоснованное и как давление на свободу слова», — говорится в финале обращения Карташевой к суду. Защита считает обвинение недоказанным, поэтому просила оправдать Карташеву.
Уголовное дело на россиянку завели из-за поста в ее телеграм-канале с 479 подписчиками. По версии следствия, 3 апреля 2022 года она решила написать пост, «испытывая неприязнь к президенту Российской Федерации». Карташева рассказала об убийствах мирных жителей в Буче и опубликовала фотографии.
Во время судебных заседаний представительница прокуратуры настаивала, что в Канаде девушка ведет «активную протестную деятельность, направленную против интересов Российской Федерации». Как считает сотрудница ведомства, в связи с этим ее «высказанные личные убеждения воспринимаются как достоверные».
Суд начал рассматривать дело Карташевой в конце августа. По словам адвокатки Натальи Шалубы, во время нескольких заседаний были оглашены только показания родных Карташевой, которых обвинение привлекло как свидетелей.
Карташева сказала «Медиазоне», что она точно не знает, кто обратил внимание на ее небольшой телеграм-канал о жизни в Канаде. При этом она не исключает, что указать на канал мог кто-то из сотрудников российского посольства, где ее «все знали» еще после наблюдения на выборах.
Мария Карташева и ее муж решили переехать из Москвы в Оттаву пять лет назад. Она объяснила такой выбор тем, что в стране становилось страшно. «Например, помню, был момент: мы шли с подругами и увидели автозак, кого-то крутили, и мы даже не знали, что происходит», — рассказывала девушка.
В России Карташева не участвовала в акциях протеста, так как боялась. После переезда она стала выходить на митинги, в том числе в поддержку сестер Хачатурян, против поправок в Конституцию и в поддержку Алексея Навального. А в 2021 году Карташева стала независимым наблюдателем и следила за тем, как проходит голосование в посольстве.