Черемушкинский районный суд Москвы отправил в СИЗО 22-летнего студента 4 курса факультета международных отношений БелГУ Ибрагима Оруджева. Его обвиняют в прохождении обучения терроризму (статья 205.3 УК), сообщает корреспондент «Медиазоны» из зала суда.
Как стало известно на заседании, уголовное дело возбуждено 21 ноября. По версии следствия, 10 ноября в 18:00 Оруджев «провел разведку местности… с целью дальнейшего поджога» военкомата на улице Дмитрия Ульянова. Вдохновившись идеями запрещенных организаций «Азов» и «Правый сектор», считает следствие, он проходил подготовку по обращению с оружием и взрывчаткой.
Дело основано на рапорте оперуполномоченного ФСБ, где говорится, что Оруджев якобы проводил разведку около военкомата для его поджога с помощью коктейля Молотова.
Адвокат Татьяна Окушко настаивала, что ее подзащитный 10 ноября ходил в ветеринарную клинику «Зоомедик» на улице Дмитрия Ульянова, которая располагается рядом с военкоматом, а не «делал там разведку».
Это подтверждает чек из клиники от 10 ноября, который защитница предоставила суду. Кроме того, она попросила приобщить ответы Минобороны, военных комиссариатов и прокуратуры, что Оруджев действительно должен был встать на воинский учет в военкомате Академического района.
«Не проводил никакую разведку, а просто хотел узнать режим работы военкомата», — говорит адвокат Окушко.
Кроме того, следователь Казадаев сказал, что Оруджева проверяют на причастность к другим преступлениям. Следствие полагает, что Оруджев изучал оружие и взрывчатку, а также идеологию и символику запрещенных организаций с 1 апреля 2022 года. Во время осмотра дома у Оруджева силовики нашли инструкции с химическими формулами, которые, согласно экспертизе, можно использовать для приготовления коктейля Молотова.
11 ноября Оруджев дал в ФСБ письменные объяснения, что после начала войны он подписался на украинские телеграм-каналы и, как утверждается в рапорте, «изучал символику и идеологию» запрещенных организаций. 4 ноября он прошел анкетирование с помощью бота «Хочу жить», ему ответили, что свяжутся с ним. В объяснении Оруджев написал, что считает «Хочу жить» подконтрольным украинским спецслужбам.
Уже позднее на вопрос, какой целью он обращались в бот «Хочу жить», Оруджев ответил следствию: «Обращался с целью обеспечения безопасности себя в случае попадания в плен к украинской стороне».
Судья также процитировала на заседании экспертизу, где говорится, что у Оруджева якобы нашли ежедневник с описанием «Плана Черемуха» о поджоге зданий государственных органов.
Сам юноша на допросе 21 ноября сказал, что обучение для терроризма не проходил и не планировал нарушать закон. 10 ноября он вышел из ветклиники и просто снимал военкомат, так как тот был по пути. Кадры, по его словам, он делал «для себя».
Когда следователь спросил насчет инструкции по коктейлям Молотова, Оруджев попросил показать ему документы. Когда показали, юноша сказал: «Мне нечего пояснить по данному вопросу».
Адвокат Окушко добавила, что никакой видеозаписи или фотографий военкомата, которые якобы делал Оруджев, в материалах ходатайства нет. Телефон Оруджев добровольно показал полицейским, чтобы те увидели, что он только фотографировал расписание работы военкомата. По мнению защитницы, никаких реальных материалов следствие в подтверждение своих слов не предоставило. Она назвала материал следователя «голословным» и ничем не подтвержденным.
«Санкция статьи — от 15 лет. За что? За то, что он шел мимо военкомата и сфотографировал режим работы?» — возмущалась защитница.
Молодого человека задержали 10 ноября, а 13 ноября Гагаринский районный суд Москвы арестовал Оруджева на 10 суток, признав его виновным в неповиновении полиции (часть 1 статьи 19.3 КоАП). По версии полиции, силовики заметили Орджева возле военкомата и попросили его показать документы, у него их не оказалось. Затем юноша якобы отказался проследовать за полицейским, который хотел составить на него протокол о мелком хулиганстве (часть 1 статьи 20.1 КоАП).
В суде уточнили, что при принятии решения об административном аресте судья Наталья Колесникова учла, что уже тогда ФСБ подозревала Оруджева в «подготовке террористического акта» и «в установлении сотрудничества со специальными службами Украины на конфиденциальной основе». Как следует из постановления, на момент заседания силовики уже собирали доказательства виновности москвича по статьям о теракте (статья 205 УК) и госизмене (статья 275 УК).