Европейский суд общей юрисдикции в Люксембурге постановил снять санкции Евросоюза с бывшего генерального директора маркетплейса Ozon Александра Шульгина после того, как он покинул свою должность. Об этом сообщает РБК со ссылкой на текст судебного решения, вынесенного сегодня.
Ограничения в отношении Шульгина ввели 8 апреля 2022 года. Евросоюз называл его «влиятельным бизнесменом» из-за поста в Ozon, а также отмечал участие россиянина во встрече с Владимиром Путиным в Кремле 24 февраля прошлого года — тогда предприниматели обсуждали продолжение работы в условиях санкций.
Всего через три дня после решения ЕС Шульгин покинул должность и вышел из состава совета директоров. В санкционный список внесли уточнение, связанное с тем, что менеджер больше не возглавляет маркетплейс, однако пометка о его влиятельности осталась. Согласно обоснованию, он «вовлечен в экономические сектора, обеспечивающие существенный источник доходов для правительства» России.
В суде защита Шульгина объясняла беспочвенность санкций в отношении россиянина отсутствием его влияния на бизнес после увольнения из компании. Суд же считал, что даже без поста гендиректора в крупном маркетплейсе менеджер может не оставлять позиции, но Совет Евросоюза не смог подтвердить эти предположения.
«Основным вопросом для суда была именно его управленческая роль в качестве гендиректора Ozon, и тот факт, что он ее покинул, очевидно, стало определяющим фактором», — сказал в интервью РБК партнер брюссельской юрфирмы Acquis, специалист по санкциям Юрий Шумилов.
Он отметил, что благодаря кейсу Шульгина раскрылось понятие «влиятельный бизнесмен», которое использует Евросоюз. Оно означает человека, находящегося наверху рейтинга предпринимателей или руководящего крупной компанией.
Ранее ограничения удавалось снять только с родственников бизнесменов. При этом сами предприниматели оставались под санкциями. Также до сих пор достоверно неизвстен механизм снятия ограничений. Так, сооснователь «Яндекса» Аркадий Волож в августе сделал первое антивоенное заявление. Через несколько дней после слов о «варварском вторжении России в Украину» адвокаты бизнесмена попросили снять с него санкции.