Во время заседания в Тверском районном суде Москвы по делу обвиняемого в призывах к антигосударственной деятельности поэта Артема Камардина стороны обвинения, защиты и судья допросили засекреченного свидетеля под псевдонимом Джеки. Об этом сообщает корреспондент «Медиазоны» из зала суда.
Сторона защиты назвала засекречивание свидетеля незаконным, так как заседание открытое, а информации об угрозах допрашиваемому нет. «Ознакомившись с его показаниями мы увидели что он говорил на следствии сведения, не соответствующие действительности», — добавила адвокатка Юлия Кузнецова. Ее поддержал коллега Леонид Соловьев.
Прокурорша Светлана Бердашкевич выступила против рассекречивания Джеки, объяснив это тем, что «основания», по которым его личность скрыли, «не отпали». Как утверждает Кузнецова, в деле не перечислены никакие основания для засекречивания конкретного свидетеля.
В результате судья Ксения Панова не стала отменять допрос секретного свидетеля «с целью избежания влияния и оказания давления» на свидетелей. Она особо отметила, что в интернете публикуют, «в том числе карикатуры на данное заседание», поэтому СМИ могут влиять на рассмотрение.
Сначала гособвинительница Бердашкевич спросила свидетеля о «Маяковских чтениях». Джеки рассказал, что они проходят по воскресеньям в 18:00. Как отметил свидетель, он присутствовал на мероприятии 25 сентября 2022 года и слышал большинство выступлений чтецов. Из-за измененного голоса допрашиваемого не все его реплики были понятны, поэтому судья пояснила, что темой чтений в тот день была «СВО, антиагитация».
«Уважаемый свидетель, вот вы пояснили, что Камардин читал стихи. На тему мероприятия, которую вы обозначили, он читал стихи?», — задала вопрос прокурорша. Джеки ответил: «В том числе, да. Затрагивались Донецкая и Луганская народные республики, затрагивались добровольцы, в стихах говорилось о том, что надо насиловать дочерей тех добровольцев, кто ушли». Вопрос про отношение свидетеля к стихам судья сняла.
Несколько следующих вопросов связаны с еще одним фигурантом дела о «Маяковских чтениях» Егором Штовбой. Гособвинение спрашивало секретного свидетеля о том, что он делал на мероприятии и во что был одет. Во время допроса пытались узнать, в каких отношениях находятся Камардин и Штовба. Джеки также добавил, что посещает чтения с 2022 года, дату или месяц начала визитов он не уточнил. Позже, отвечая на вопрос защиты, он сказал, что впервые пришел на «Маяковские чтения» в 2021 году.
Адвокатка Кузнецова просила свидетеля назвать, когда именно он был на чтениях. Он отвечал что помнит только дату 25 сентября и отказывался назвать даже месяцы, в которые он посещал подобные мероприятия. В итоге судью удовлетворила формулировка Джеки «Помню, что это теплое время, помню, что это было воскресенье».
Несколько вопросов защиты судья сняла, так как посчитала, что они могут раскрыть личность свидетеля. Вопрос о роде занятий допрашиваемого Панова также сняла. Ранее обвиняемый Камардин пошутил, что второй секретный свидетель под псевдонимом Арнольд не явился сегодня на заседание, так как «у него дежурство». Чтец намекал на причастность свидетеля к полиции.
Допрос защиты продолжил адвокат Соловьев. Отвечая на его вопросы, секретный свидетель назвал организаторами «Маяковских чтений» Артема Камардина и Бориса Булгакова. По его словам, Штовба не читал стихи самостоятельно, а только выкрикивал вслед за Камардиным. Таким же образом выступающего поддерживали еще несколько человек, говорил Джеки и утверждал, что стоял позади этой группы людей 25 сентября. Вопросы об уже осужденном Николае Дайнеко свидетель проигнорировал.
«Вам поступали угрозы?» — спросил в конце допроса Соловьев. Джеки ответил: «На данный момент нет».
Последним со стороны защиты Джеки расспрашивал Владимир Василенко. Среди его вопросов были: «Вы проходили службу в ВС РФ?» и «Вы присутствовали при задержании?». Первый судья сняла без комментариев. После второго она сказала: «Вопрос снимается. Вы намекаете что это сотрудник правоохранительных органов?» В итоге свидетель уточнил, что ушел до того, как силовики подошли к месту проведения чтений, так как «предположил, что будут сейчас разгонять».
Вечером 26 сентября прошлого года в квартиру, где находился Камардин, его девушка Александра Попова и их друг Александр Менюков пришли спецназовцы. Активисты рассказали, что силовики избили их и под угрозами заставили на камеру извиняться за фразу «Слава Киевской Руси, Новороссия — соси», прозвучавшую накануне обыска во время «Маяковских чтений» на Триумфальной площади Москвы.
Изначально против Камардина, Дайнеко и Штовбы возбудили дело об унижении членов «вооруженных формирований ЛНР и ДНР» (пункт «а» части 2 статьи 282 УК). Всех троих отправили в СИЗО.
В марте обвинение изменили на вступившую в силу в 2022 году статью о призывах к антигосударственной деятельности. Она, по версии следствия, заключалась в том, что Камардин прочитал стих с рекомендацией не брать повестки и не ходить по ним в военкомат. Штовбу и Дайнеко привлекли в качестве соучастников. В мае последнему назначили четыре года колонии.