Cоциально значимые новости

Бенджамин Ференц, последний прокурор Нюрнберга, умер в возрасте 103 лет

Бенджамин Ференц, последний оставшийся в живых обвинитель Нюрнбергского процесса в Германии, который привлек к ответственности нацистских военных преступников после Второй мировой войны, и давний поборник международного уголовного права, скончался в пятницу в возрасте 103 лет, сообщает NBC News, ссылаясь на сына покойного. Ференц, юрист, получивший образование в Гарварде, добился приговора в отношении многочисленных немецких офицеров, которые во время войны возглавляли летучие эскадроны смерти. Обстоятельства его смерти сразу не разглашаются. The New York Times сообщила, что Ференц умер в доме престарелых в Бойнтон-Бич, Флорида.
Автор: Democracy

Бенджамин Ференц, последний оставшийся в живых обвинитель Нюрнбергского процесса в Германии, который привлек к ответственности нацистских военных преступников после Второй мировой войны, и давний поборник международного уголовного права, скончался в пятницу в возрасте 103 лет, сообщает NBC News, ссылаясь на сына покойного.

Ференц, юрист, получивший образование в Гарварде, добился приговора в отношении многочисленных немецких офицеров, которые во время войны возглавляли летучие эскадроны смерти. Обстоятельства его смерти сразу не разглашаются. The New York Times сообщила, что Ференц умер в доме престарелых в Бойнтон-Бич, Флорида.

Ему было всего 27 лет, когда в 1947 году он выступил в качестве прокурора на Нюрнбергском процессе, на котором нацисты предстали перед судом за преступления против человечества.

После Второй мировой войны Ференц в течение десятилетий выступал за создание международного суда, и эта цель была реализована созданием Международного уголовного суда, заседающего в Гааге. Ференц также стал одним из крупнейших спонсоров музея Холокоста, созданного в Вашингтоне.

«Сегодня мир потерял лидера, искавшего справедливости для жертв геноцида и связанных с ним преступлений. Мы скорбим о смерти Бена Ференца – последнего нюрнбергского прокурора по военным преступлениям. В возрасте 27 лет, не имея опыта участия в судебных процессах, он добился вынесения обвинительных приговоров в отношении 22 нацистов», – говорится в сообщении Музея Холокоста в Twitter.

В Нюрнберге Ференц стал главным обвинителем США в процессе над 22 офицерами, возглавлявшими мобильные военизированные группы убийц, известные как «Айнзатцгруппен», входившие в состав печально известных отрядов СС. Во время войны в оккупированной Германией Европе эти группы совершали массовые убийства евреев, цыган и людей других национальностей – в основном гражданского населения – и повинны в гибели более миллиона человек.

«Это было трагическое воплощение программы нетерпимости и высокомерия. Месть не является нашей целью, как и справедливое возмездие. Мы просим этот суд подтвердить международной уголовной практикой право человека жить в мире и достоинстве, независимо от его расы или вероисповедания. Дело, которое мы представляем, является призывом гуманности к закону», – сказал тогда Ференц на процессе.

Ференц рассказал суду, что обвиняемые офицеры методично осуществляли долгосрочные планы по истреблению «осуждаемых в сознании нацистов» этнических, национальных, политических и религиозных групп.

«Геноцид – истребление целых категорий людей – был главным инструментом нацистской доктрины», – сказал Ференц.

Все подсудимые были признаны виновными, и 13 из них были приговорены к смертной казни. Этот процесс стал первым делом в послужном списке Ференца.

Бенджамин Ференц родился 11 марта 1920 года в Трансильвании (Румыния). Ребенку было всего 10 месяцев когда его семья перехала в Соединенные Штаты, где он вырос в бедном и криминальном районе Нью-Йорка. После окончания Гарвардской школы права в 1943 году он вступил в армию США и воевал в Европе, а затем был направлен в только что сформированный отдел по расследованию военных преступлений.

Ференц собирал документы и регистрационные свидетельства в нацистских лагерях смерти, таких как Бухенвальд, после их освобождения союзными войсками. Ему пришлось осматривать жуткие картины человеческих страданий, включая груды истощенных трупов и крематории, где было сожжено бессчетное количество человеческих тел.

После окончания войны в 1945 году Ференц был определен в группу обвинителей США под командованием американского генерала Телфорда Тейлора на процессах по делу о военных преступлениях в Нюрнберге, городе, где ранее, перед войной, нацистское руководство проводило тщательно подготовленные пропагандистские митинги. В то время эти судебные процессы вызывали споры, но в итоге их признали важной вехой на пути установления международного права и привлечения к ответственности военных преступников.

«Самое важное в этом то, что это дало нам и мне представление о менталитете массовых убийц», — сказал Ференц в интервью Американской ассоциации юристов в 2018 году.

«Они хладнокровно убили более миллиона человек, в том числе сотни тысяч детей, и я хотел понять, как образованные люди — многие из них имели докторскую степень или были генералами немецкой армии — могли не только терпеть, но и руководить этим и совершать такие ужасные преступления».

После Нюрнбергского процесса Ференц работал над над тем, чтобы родственники жертв Холокоста, а также те, кто пережил Холокост, могли получить компенсацию. Позже Ференц выступал за создание Международного уголовного суда (МУС). В 1998 году 120 стран приняли в Риме Статут об учреждении МУС. Этот Статут вступил в силу в 2002 году.

В возрасте 91 года Ференц принял участие в первом рассмотрении дела в этом суде, выступив с заключительным заявлением по делу обвиняемого конголезского полевого командира Томаса Лубанги Дьило, осужденного за военные преступления.

На протяжении многих лет Ференц критически относился к действиям своей страны, в том числе во время войны во Вьетнаме. В январе 2020 года он написал в New York Times статью, в которой назвал убийство Соединенными Штатами высокопоставленного иранского военного лидера в результате удара беспилотника «аморальным действием» и «явным нарушением национального и международного права».

«Причина, по которой я продолжал посвящать большую часть своей жизни предотвращению войны, заключается в том, что я осознаю, что следующая война сделает предыдущую похожей на детскую игру, — сказал он коллегии адвокатов в 2018 году. — …Закон, а не война остается моим лозунгом и моей надеждой».

Total
0
Shares
Предыдущая новость

Россия нанесла удары по аннексированным украинским регионам

Следующая новость

Папа Франциск призвал к надежде, несмотря на «ледяные ветры войны»